Учитель истории и обществознания Дмитрий Борисович Буянский вернулся из Москвы, где в составе «Лиги образования» участвовал в общественной экспертизе школьных учебников. От Калининградской области такая миссия была доверена всего одному педагогу.

На основании приказа министерства образования и науки РФ от 5.09.2013 г. №1047 все учебники должны пройти, помимо научной и методической, еще и общественную экспертизу. Академия Наук проверяет учебники на соответствие современным научным представлениям о мире, Академия Образования оценивает педагогическую составляющую, а на Общественные советы возложена общекультурная функция. Роль такого общественного совета выполняет Некоммерческое партнерство "Лига образования". На суд экспертов выносятся художественное оформление учебника, его эстетическое восприятие, удобство использования, практичность, разнообразие и качество иллюстраций, их соответствие содержанию, и то, насколько они способствуют усвоению текстового материала, информационно дополняют его и расширяют кругозор учащихся.

Одна из самых важных экспертных оценок - насколько содержание учебника способствует развитию личности. Руководствуясь этой целью, эксперт определяет своевременность и актуальность привлечения социального опыта ребенка; оптимальность использования потенциальных возможностей содержания для расстановки соответствующих акцентов. Кроме этого, содержание учебника обязательно должно способствовать созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Как видим, среди экспертных оценок нет идеологической составляющей, любым лицам категорически запрещено вмешиваться в процесс экспертной оценки. Экспертам предоставляется полная самостоятельность в заполнении экспертного заключения.

Каждый учебник проверяют независимо друг от друга три эксперта, они должны дать однозначное заключение: рекомендован или не рекомендован учебник к включению в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в школах. Лишь три положительных экспертных заключения делают учебник доступным для учеников. Если хоть один эксперт дает отрицательное заключение, то назначаются еще два дополнительных эксперта. Уже можно сказать, что далеко не все традиционные учебники были заявлены для общественной экспертизы, значит, в будущем школьники их у себя на партах не увидят. Такая же судьба ждет и те учебники, которые не получат положительного экспертного заключения.