1. Общие положения
Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарификационно-квалификационной характеристики учителя, утверждённой приказом министерства здравоохранения и социального развития РоссиAйской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593 «об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования". Настоящая инструкция является типовой, и её действие распространяется на всех учителей школы.
Должность учителя относится к категории специалистов и педагогического персонала. На должность учителя принимается лицо, имеющее среднее или высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы. Учитель принимается и освобождается от должности директором учреждения. Учитель подчиняется непосредственно заместителям директора школы по учебно-воспитательной работе, воспитательной работе и по информатизации. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Уставом и нормативными актами Пионерского городского округа, Калининградской области, а также Уставом и локальными актами школы (в том числе настоящей должностной инструкцией), трудовым договором, приказами и распоряжениями директора школы, распоряжениями заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе, воспитательной работе и по информатизации.
Учитель должен знать:
1.1 приоритетные направления развития образовательной системы в РФ, в Калининградской области;
1.2 законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
1.3 Конвенцию о правах ребенка;
1.4 основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
1.5 педагогику, психологию, возрастную физиологию;
1.6 школьную гигиену;
1.7 методику преподавания предмета и воспитательной работы;
1.8 программы и учебники по преподаваемому предмету;
1.9 требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных
помещений;
1.10 средства обучения и их дидактические возможности;
1.11 основы научной организации труда;
1.12 нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
1.13 теорию и методы управления образовательными системами;
1.14 методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
1.15 современные педагогические технологии продуктивного дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
1.16 методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами их заменяющими), коллегами по работе;
1.17 технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
1.18 основы экологии, экономики, социологии;
1.19 трудовое законодательство;
1.20 основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами и мультимедийным оборудованием;
1.21 правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
1.22 правила по охране труда и пожарной безопасности.
2. Функциональные обязанности
Учитель:
2.1 осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета;
2.2 Работает в режиме выполнения объёма установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;
2.3 проводит уроки и другие учебные занятия в закреплённых за ним по расписанию учебных кабинетах, обеспечивая во время занятий надлежащий порядок и дисциплину;
2.4 В период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул;
2.5 способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению обучающимися профессиональных образовательных программ, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, в т. ч. по индивидуальным учебным планам и ускоренным курсам (в рамках федеральных государственных образовательных стандартов), современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
2.6 обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы;
2.7 проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
2.8 планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения;
2.9 разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу (на основе примерных основных общеобразовательных программ) и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей;
2.10 организует самостоятельную, в т. ч. исследовательскую, деятельность обучающихся;
2.11 реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности;
2.12 обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);
2.13 оценивает эффективность и результаты обучения по предмету (курсу, программе) с учетом уровня освоения знаний, овладения умениями, развития опыта творческой деятельности и познавательного интереса обучающихся, используя в своей деятельности компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы;
2.14 уважает человеческое достоинство, права и свободы обучающихся, соблюдает их законные права и свободы, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий;
2.15 осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в т. ч. электронного журнала и дневников обучающихся);
2.16 ведёт в установленном порядке школьную документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости обучающихся по принятой в школе системе, выставляет оценки в классный журнал и дневник обучающегося (в т.ч. в электронный журнал, дневник), своевременно представляет администрации школы отчётные документы (в т.ч. в электронном виде);
2.17 участвует в установленном порядке в промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
2.18 допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;
2.19 заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
2.20 соблюдает Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, иные локальные правовые акты школы;
2.21 систематически готовится к проведению занятий, оформляет план урока в соответствии с требованиями;
2.22 дежурит в школе в соответствии с графиком дежурств в перерывах между занятиями, а также за 20 минут до начала и в течение 20 минут по окончании своих уроков;
2.23 приходит на работу не менее чем за 15 минут до начала занятий в соответствии с утверждённым расписанием уроков в рамках своей педагогической нагрузки;
2.24 при невозможности приступить к исполнению своих трудовых обязанностей по уважительной причине (в т.ч. по болезни) учитель как можно раньше информирует (в т.ч. и по телефону) администрацию школы;
2.25 соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;
2.26 вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении;
2.27 участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, методических объединений и в методической работе в других формах;
2.28 обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
2.29 осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);
2.30 выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;
2.31 оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
2.32 проходит периодические медицинские обследования;
2.33 в случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом руководит работой лаборанта, закреплённого за кабинетом; контролирует целевое использование кабинета; организует пополнение кабинета оборудованием, приборами и другим имуществом, принимает материальные ценности (кроме мебели) на ответственное хранение по разовым документам, обеспечивает сохранность подотчётного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета; принимает участие в разработке и периодическом пересмотре (не реже 1 раза в 5 лет) инструкций по охране труда, представляя их на утверждение директору; контролирует оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности и жизнедеятельности; проводит и организует проведение другим педагогом инструктажа по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажей; не допускает проведение занятий, сопряжённых с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе; вносит предложения по улучшению условий труда и учёбы.
3. Права
Учитель при исполнении профессиональных обязанностей имеет право:
3.1 участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
3.2 знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
3.3 защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в т.ч. адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
3.4 на конфиденциальность служебного (дисциплинарного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
3.5 свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники (в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением), методы оценки знаний обучающихся;
3.6 представлять на рассмотрение руководителя учреждения предложения по вопросам своей деятельности;
3.7 получать от руководителей и специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
3.8 требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;
3.9 повышать свою профессиональную квалификацию, проходить аттестацию;
3.10 давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом.
3.11 на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, и получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
4. Ответственность
Учитель несет ответственность:
4.1 за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в соответствии с законодательством об образовании и трудовым законодательством;
4.2 за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
4.3 за причинение материального ущерба в соответствии с действующим трудовым законодательством;
4.4 за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
4.5 за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;
4.6 за нарушение прав и свобод учащихся.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. За применение, в т.ч. и однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка учитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РФ «Об образовании». За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-
гигиенических правил организации учебного процесса учитель привлекается к
административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством. За виновное причинение школе или
участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей учитель несёт
материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым
и (или) гражданским законодательством.